Ресурсный центр - фактор повышения качества образования

Человеку важно не просто что-то делать или трудиться только ради добывания «хлеба насущного», человеку важно заниматься значимым делом, т.е. тем, что в наибольшей степени соответствует его ценностям, желаниям и задаткам. Только в этом случае труд в максимальной степени делает жизнь осмысленной и одухотворяющей.

Сегодня мы постараемся показать механизмы формирования ресурсных центров и вместе

Что означает термин «Качество образования»?
В настоящее время очень широко используется термин «Качество образования» (как результата, как процесса, как образовательной системы). Этот термин «Кодекс Республики Беларусь об образовании» трактует: «Качество образования — соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы»
Цель образования – дать человеку знания, которые нужны ему для последующего применения. Соответственно, качество образования может оцениваться исходя из результативности использования знаний в реальной деятельности. Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.
Что же такое Ресурсный центр?
Ресурсный центр – структурное подразделение учреждения образования, обеспеченное высококвалифицированными педагогическими кадрами, на базе которого осуществляется интеграция и концентрация материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов образования.
На основании какой нормативно-правовой базы строит свою деятельность РЦ?
В своей деятельности Центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, локальными документами:

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (статья 23)
Статья 23. Структура учреждения образования
  1. 1. Учреждения образования могут иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения.
  2. 2. К обособленным подразделениям учреждения образования относятся филиал, представительство, иное обособленное подразделение.
  3. 3. К структурным подразделениям учреждения образования относятся библиотека, общежитие, учебно-опытный участок (хозяйство), производственная (учебно-производственная) мастерская, лаборатория, научно-исследовательская часть (сектор, отдел), институт без права юридического лица, факультет, факультет довузовской подготовки, подготовительное отделение, кафедра, центр, учебно-методическое управление (часть, отдел), отделение, учебное хозяйство, учебный полигон, автодром, ресурсный центр, пункт коррекционно-педагогической помощи, учебно-консультационный пункт, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации, центр допризывной подготовки, детский социальный приют, специальное отделение, центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, иные структурные подразделения.
Постановление Коллегия Министерства образования Республики Беларусь коллегии от 26.09.2012 г. № 13.8)
Где одобрена концепция ресурсного центра учреждения образования, разработанная на основе обобщения опыта функционирования ресурсных центров учреждений образования Республики Беларусь, учреждений образования Российской Федерации и направленную на выполнение пункта 7.3. протокола поручений Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 № 20, данных 29 августа 2011  по итогам совещания с педагогическим активом Республики Беларусь, поручения Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2012 № 05/105-558.
Общая идея концепции - необходимость опережающей подготовки квалифицированных кадров в условиях реализации отраслевой стратегии оптимизации бюджетных расходов на образование, модернизации образовательной сферы, внедрения новых форм и методов организации образовательного процесса, в том числе создания и развития сетевой инфраструктуры - сети ресурсных центров.

Положение об учреждении общего среднего образования (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012, № 42, №8/25102))
Глава 2. Структура ўстановы агульнай сярэдняй адукацыі
Установа агульнай сярэдняй адукацыі можа мець у сваёй структуры адасобленыя падраздзяленні і структурныя падраздзяленні.
Да адасобленых падраздзяленняў установы агульнай сярэдняй адукацыi адносяцца філіял, прадстаўніцтва, іншае адасобленае падраздзяленне, якія ствараюцца і ажыццяўляюць сваю дзейнасць у парадку, устаноўленым заканадаўствам.
Да структурных падраздзяленняў установы агульнай сярэдняй адукацыі адносяцца бібліятэка, інтэрнат, аддзяленне, пункт карэкцыйна-педагагічнай дапамогі, вучэбна-кансультацыйны пункт, вучэбна-вопытны ўчастак (гаспадарка), рэсурсны цэнтр, вытворчая (вучэбна-вытворчая) майстэрня, вучэбна-вытворчы камбінат працоўнага навучання і прафесіянальнай арыентацыі, цэнтр дапрызыўнай падрыхтоўкі, лагер, іншыя структурныя падраздзяленні.
Структурнае падраздзяленне можа стварацца як адасобленае падраздзяленне.
Структурныя падраздзяленні ствараюцца і ажыццяўляюць сваю дзейнасць у адпаведнасці з заканадаўствам, дадзеным Палажэннем, статутам установы агульнай сярэдняй адукацыi, палажэннем аб адпаведным структурным падраздзяленні, якое зацвярджаецца кіраўніком установы агульнай сярэдняй адукацыі.
22. Рэсурсны цэнтр - структурнае падраздзяленне ўстановы агульнай сярэдняй адукацыі, дзе канцэнтруюцца матэрыяльна-тэхнічныя, педагагічныя і інфармацыйныя рэсурсы з мэтай іх эфектыўнага і рацыянальнага выкарыстання для інавацыйнага развіцця ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі раёна (горада).
23. Асноўныя задачы рэсурснага цэнтра:
- стварэнне медыятэкі, фарміраванне яе фонду сучаснымі вучэбнымі і іншымі выданнямі і забеспячэнне доступу да іх праз камп’ютарныя сеткі, уключаючы глабальную камп’ютарную сетку Інтэрнэт;
- удзел у вопытнай праверцы вучэбных выданняў, экспертызе сродкаў навучання, неабходных для рэалізацыі адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі;
- арганізацыя і правядзенне канферэнцый, семінараў, практыкумаў і іншых мерапрыемстваў для педагагічных работнікаў;
- арганізацыя і правядзенне вучэбных заняткаў па асобных тэмах вучэбных праграм па вучэбных прадметах, факультатыўных заняткаў;
- арганізацыя і правядзенне кансультацый для педагагічных работнікаў па пытаннях правядзення вучэбных заняткаў па асобных тэмах вучэбных праграм па вучэбных прадметах, факультатыўных заняткаў з выкарыстаннем адпаведных рэсурсаў рэсурснага цэнра.

Положение об учреждени дошкольного образования (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012, № 10, №8/24654))
Глава 4. Структура учреждения дошкольного образования
40. Учреждение дошкольного образования определяет структуру в соответствии со своими задачами и функциями.
Структура учреждения дошкольного образования формируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом учреждения.
41. Учреждение дошкольного образования может иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения.
Обособленное подразделение учреждения дошкольного образования осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, уставом учреждения дошкольного образования.
К структурным подразделениям учреждения дошкольного образования относятся:
пункт коррекционно-педагогической помощи;
ресурсные центры по различным направлениям деятельности (физкультурно-оздоровительный, эстетический, компьютерный и другие);
иные структурные подразделения.

Положение о специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате) (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 132 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.01.2012 г., № 12, 8/24653))
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА СПЕЦЫЯЛЬНАЙ ШКОЛЫ
14. Спецыяльная школа можа мець у сваёй структуры адасобленыя падраздзяленні і структурныя падраздзяленні.
15. Да адасобленых падраздзяленняў спецыяльнай школы адносяцца філіял, прадстаўніцтва, іншае адасобленае падраздзяленне, якія ствараюцца і ажыццяўляюць сваю дзейнасць у парадку, устаноўленым заканадаўствам Рэспублікі Беларусь.
16. Да структурных падраздзяленняў спецыяльнай школы адносяцца бібліятэка, аддзяленне, вучэбна-вопытны ўчастак (гаспадарка), рэсурсны цэнтр, вытворчая (вучэбна-вытворчая) майстэрня, іншыя структурныя падраздзяленні.
Вучэбна-вопытныя ўчасткі (гаспадаркі), вытворчыя (вучэбна-вытворчыя) майстэрні ствараюцца з мэтай арганізацыі працоўнага навучання, а таксама рэалізацыі адукацыйнай праграмы падрыхтоўкі рабочых (служачых). Вучэбныя (вучэбна-вытворчыя) майстэрні спецыяльнай школы забяспечваюцца абсталяваннем і інструментам са спецыяльнымі прыстасаваннямі, якія папярэджваюць траўматызм і дазваляюць пераадольваць сенсарныя і рухальныя парушэнні навучэнцаў.
17. Структурныя падраздзяленні ствараюцца і ажыццяўляюць сваю дзейнасць у адпаведнасці з заканадаўствам Рэспублікі Беларусь, дадзеным Палажэннем, статутам спецыяльнай школы, палажэннем аб адпаведным структурным падраздзяленні, якое зацвярджаецца кіраўніком спецыяльнай школы. Структурнае падраздзяленне можа стварацца як адасобленае падраздзяленне. Спецыяльная агульнаадукацыйная школа можа мець у сваёй структуры інтэрнат.

Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 18.10.2011 г., № 116, 8/24261))
8. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи может иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения.
9. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи может иметь в своей структуре следующие структурные подразделения: отделы, отделения, секторы, лаборатории, учебно-опытные участки и иные структурные подразделения.
10. В целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи могут создаваться социально-педагогическая и психологическая службы.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 25.05.2012 г., 8/25857)
ЗАВЕДУЮЩИЙ РЕСУРСНЫМ ЦЕНТРОМ
Должностные обязанности. Руководит деятельностью ресурсного центра учреждения образования в целях реализации образовательных программ, программ воспитания. Обеспечивает широкий доступ к информационным ресурсам всем категориям пользователей учреждения образования и ряда учреждений образования. Ведет процесс комплектования ресурсного центра современным оборудованием, нормативной и технической документацией, электронными и печатными ресурсами, обеспечения сырьем, материалами, другими средствами обучения в соответствии с направлением образовательной деятельности, контролирует их техническое состояние. Создает условия для рационального использования оборудования ресурсного центра. Организует заключение договоров с учреждениями образования, направляющими обучающихся на обучение в ресурсный центр. Организует ученические места обучающихся, рабочие места мастеров производственного обучения, других педагогических работников в соответствии с нормативными требованиями. Организует разработку и утверждение инструкционных и технологических карт, разработку учебных программ по обучению в ресурсном центре, графиков загрузки ресурсного центра, расписания учебных занятий. Обеспечивает и контролирует соблюдение обучающимися и педагогическими работниками правил внутреннего распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, организует работу по созданию необходимых для них социально-бытовых условий, обеспечивает ведение учебной документации, организует учет успеваемости обучающихся, контролирует посещаемость учебных занятий. Обеспечивает работу по организации и проведению производственного обучения учащихся, прохождения стажировки педагогическими работниками учреждений образования, осуществлению производственной деятельности, выполнению хозяйственных работ. Изучает и обобщает передовой опыт по организации образовательного процесса, вносит предложения по его совершенствованию, внедрению новых педагогических технологий, передовых приемов и методов труда. Содействует апробации и внедрению в образовательный процесс научно-методического обеспечения, тренажеров, оборудования, других средств обучения. Прогнозирует перспективы работы, направленной на повышение профессионального мастерства педагогических работников. Взаимодействует с учебно-методическими объединениями в сфере образования. Ведет необходимую отчетную документацию.
Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, правам ребенка; учебные планы и учебные программы, инструкции и методики по производственному обучению, учебному предмету (учебной дисциплине); технологию и организацию производственных процессов; технику и оборудование, правила и нормы их эксплуатации, проведение текущего ремонта; основы экономики, педагогики, возрастной психологии и физиологии; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования. Высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», стаж работы в должностях педагогических работников, должностях руководителей или специалистов, работа которых соответствует направлению деятельности ресурсного центра, не менее 2 лет.
Координацию деятельности Ресурсных центров осуществляет отдел образования, спорта и туризма Витебского райисполкома (учебно-методический кабинет). РЦ не является юридическим лицом.

Каковы критерии, в соответствии с которыми в учреждении образования может создаваться Ресурсный центр?
  • ведение учреждением образования инновационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, проектной деятельности, ход и результаты которой обладают теоретической ценностью и практической значимостью для системы образования;
  • эффективное использование учреждением образования современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в образовательном процессе;
  • наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих ему выступать в качестве ресурсного центра по одному или нескольким направлениям развития образования для других учреждений образования;
  • осуществление учреждением образования методической (научно-методической), организационной, информационной, консультационной и (или) экспертной поддержки деятельности других учреждений образования по одному или нескольким направлениям развития образования;
  • ·
Какие цели ставит и какие задачи решает РЦ?
Основной целью деятельности Центра является распространение перспективного педагогического опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений системы образования
Задачами Центра являются:
  • повышение потенциала системы образования за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов;
  • информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
  • ведение научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности;
  • выявление образовательных потребностей педагогических и руководящих работников учреждений образования;
  • консультирование педагогических и руководящих работников учреждений образования, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам образования;
  • организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы новейших достижений в области образования, оперативному овладению перспективным педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания, навыками управления;
  • распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемым содержательным направлениям через создание и сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ, осуществление издательской деятельности;
  • эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
  • оказание содействия управлениям, отделам образования в реализации приоритетных направлений развития образования региона;
  • организация сетевого взаимодействия по соответствующим направлениям развития образования.
Каковы основные направления деятельности ресурсных центров?
Информационно-аналитическая:
  1. 1. Информационная поддержка и организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы педагогических, программно-методических ресурсов по выбранной теме
  2. 2. анализ и систематизация  методических разработок ;
  3. 3. предоставление имеющихся  педагогических, программно-методических ресурсов для подготовки и проведения семинаров, организации методических консультаций, практикумов, открытых занятий, и т.д.;
  4. 4. выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению деятельности.

Организационно-методичекая работа:
  1. 1. Подготовка и проведение семинаров, практикумов,  мастер-классов и т.д.;
  2. 2. участие в реализации районных, областных, республиканских и международных педагогических проектах и др.;
  3. 3. организация методических консультаций;
  4. 4. формирование библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы, фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения образовательной  работы;
  5. 5. создание  мультимедиа-альбомов и презентаций, фотоматериалов;
  6. 6. взаимодействие с другими ресурсными центрами, государственными учреждениями образования.

Учебно-методичекая работа:
  1. Разработка содержания, организация и методическое сопровождение работы ;
  2. разработка организация и осуществление проектной деятельности по  направлению деятельности;
  3. подготовка методических рекомендаций по направлению деятельности;
  4. методическое сопровождение работы по самообразованию;
  5. формирование банка педагогических и методических материалов.
Направления работы Центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.

Как организовать деятельность ресурсного центра в учреждении образования?
Ресурсный центр открывается приказом отдела образования, спорта и туризма на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.
Открытие Центра учреждения образования осуществляется при наличии сложившейся системы работы педагогического коллектива учреждения образования по актуальным направлениям развития регионального образования; кадрового состава, готового к реализации научно-методических функций Центра; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому Центром.

Порядок создания Центра:

  • учреждение образования до 15 мая подаёт заявку в отдел образования с просьбой об открытии Центра с обоснованием возможностей его функционирования;
  • на основании представленной заявки оценивается целесообразность открытия Центра;
  • при положительном решении, учреждение образования включается в приказ отдела образования;
  • в случае отрицательного заключения инициатору заявки направляется обоснованный ответ, в котором указывается причина отказа.
Создание на базе учреждения образования Центра не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.
Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Ресурсный центр возглавляет руководитель, который назначается директором учреждения образования по согласованию с отделом образования
Руководитель Центра несет ответственность за деятельность Центра и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с Положением и планом работы Центра, согласованного с отделом образования.
Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций Ресурсного центра, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанностии работы или привлекать иных лиц в порядке внешнего совместительства в соответствии с Трудовым кодексом РБ.
Учреждение образования в целях организации осуществления им функций Ресурсного центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящеу Положению.

В учреждении образования, на базе которого расположен Ресурсный центр, должна быть следующая документация:-Положение о Ресурсном центре;
-план работы;
-отчеты о проделанной работе;
- приказы об открытии Ресурсного центра, об ответственных за работу Ресурсного центра, о регламенте работы Ресурсного центра;
- протоколы заседаний Ресурсного центра, рассматривающих организацию и содержание работы Ресурсного центра.
Положение о Ресурсном центре составляется на основе районного Положения, принимается решением педагогического совета учреждения образования, вступает в силу после утверждения приказом руководителя учреждения образования.
Руководитель учреждения образования, выполняющего функции Ресурсного центра, вправе вносить управлению, отделу образования предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.
По запросу управления, отдела образования или УМК Ресурсный центр предоставляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района, области.
Центр ежегодно отчитывается о проделанной работе .
Деятельность Центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя научно-методических функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.
Основанием для прекращения деятельности Центра является приказ отдела образования, спорта и туризма Витебского райисполкома.


Какова структура РЦ, руководство?
Структуру Центра определяет учреждение образования самостоятельно.
При Центре могут действовать районные методические объединения педагогических работников по тем темам, которые курирует Центр, творческие коллективы по различным направлениям работы.
Непосредственное руководство текущей деятельностью Центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования, на базе которого Центр функционирует.
К работе Центра может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.

Каковы направления работы РЦ?
Направления работы Центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.
Что получают в результате деятельности РЦ взаимодействующие стороны?
обучающийся - сформированность рефлексирующей позиции к себе и миру, становление самостоятельной активной индивидуальной личности, креативность, социализацию
педагог отказ от роли информатора, переход к роли организатора познавательной деятельности воспитанника, налаживание отношений «субъект-субъект» с воспитанником, реализация своего инновационного потенциала, наращивание личного педагогического ресурса
администрация - переход к проектно-рефлексивной модели управления на основе компетентностного подхода, организация условий для личностного роста педагога
семья - возможность активного участия в жизни коллектива, 
в детско-взрослых  проектах,  других  общих делах.
социум- влияет на нас, но мы берем на себя смелость сказать, что своими идеями, деятельностью, укладом и мы влияем на социум.

Практическая работа:
1.Выявление личностных ресурсов заведующих для руководства РЦ .1.      Напишите 10 черт характера, которые вам нравятся в себе больше всего?
2.      Выберите из них 5 черт, которые вам наиболее нравятся в себе? Подчеркните их.
3.      Пропишите напротив каждого из 5-ти наиболее нравящихся в себе качеств по 2 способа, которыми вам нравится эти качества проявлять.
4.      Выберите  4 наиболее предпочтительных способа. Подчеркните их.
5.      Дайте себе ответ  на такие вопросы:
– Есть ли место в вашей жизни,  где вы эти способы активно применяете? Где еще вы могли эти способы применить?
–  Что это за место в  вашей жизни, где оно?
– Устраивает ли вас ситуация в этом месте сегодня? Имеете ли вы  в вашей жизни то, чего желали бы иметь или соответствовать?
2. Выявление ресурсов учреждения образования (приложение 2)Сейчас каждый из вас попробует оценить  ресурсы своего учреждения, найти критерии, в соответствии с которыми  можно создать Ресурсный центр?
Анализ и выводы: как вы оцениваете ресурсы своего учреждения образования, есть ли в учреждение образования критерии, в соответствии с которыми  можно создать Ресурсный центр?
Приложение 1

Ресурсы

1

Человеческие ресурсы – те,  для кого это нужно…
(обучающиеся, кадровый потенциал, законные представители обучающихся)

2
Кадровые ресурсы – те,  кто будет осуществлять эту работу
(педагогические работники учреждений образования, уровень их квалификации)

3
Материальные ресурсы – то с помощью чего это делать…
(приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, методические материалы,  компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, материалы, продукция)

4
Финансовые ресурсы – то, за счет чего это делать…
(источники и каналы финансирования, объемы финансирования)

5
Технологические ресурсы – то, на основе чего это делать…
(инновационные образовательные и производственные технологии как товар или услуга, обобщенный опыт работы, направленность деятельности коллектива)

6
Информационные ресурсы – то, откуда черпать идеи для этого дела…
(интернет, библиотеки, архивы, фонды, информационно-коммуникационные системы, базы данных)


7
Инфраструктурные ресурсы - те и то, что обслуживает это дело…
(взаимоотношения, социальные связи, ближайшее «родство»)


Комментариев нет:

Отправить комментарий